Рак почки — это сложное и опасное заболевание, которое требует аккуратного и своевременного лечения. В 95% случаев это злокачественные новообразования, способные к метастазированию. Хирургия является ключевым методом борьбы с раком почки, однако не все случаи требуют оперативного вмешательства. Решение о необходимости операции определяется множеством факторов, включая стадию рака, общее здоровье пациента, его возраст и специфику опухоли. Наиболее уязвимой группой являются мужчины старше 50 лет.

Когда необходимо хирургическое вмешательство?

Если в почке обнаружена злокачественная опухоль, скорее всего, потребуется операция. Для подтверждения диагноза используются методы визуализации, такие как УЗИ, КТ или МРТ. Если опухоль не выходит за пределы почки (стадии Т1-Т2), возможны малоинвазивные операции, которые уменьшают риск повреждения окружающих тканей и органов.

Однако, если опухоль распространилась на соседние органы или лимфатические узлы (стадии Т3-Т4), в этом случае потребуется более интенсивное хирургическое вмешательство. В том числе, возможно удаление почки, затронутых лимфатических узлов и других пораженных областей.

Органосохраняющие способы удаления опухоли почки

Ниже перечислены методы, которые позволяют сохранить почку, вызывают меньше боли после операции и позволяют восстановиться быстрее.

Резекция почки

Врачи удаляют опухоль и немного здоровой ткани вокруг нее, сохраняя  большую часть почки. Обычно для этого используют лапароскопическую операцию, когда специальные инструменты и камера вводятся через маленькие разрезы на теле. Иногда применяют робот-ассистированный способ, который может быть более эффективным и способствовать сохранению работы почки после вмешательства. Резекция считается операцией выбора для пациентов с ранней стадией рака, несколькими опухолями, заболеваниями почек или если одна почка уже удалена. операции помогает сохранить здоровую функцию почек и снижает риск осложнений.

Криоабляция опухоли почки

Современный метод лечения для удаления опухолей до четырех сантиметров с помощью очень низких температур. Подход может быть особенно полезным для пожилых пациентов или людей с серьезными сопутствующими заболеваниями, которым трудно переносить более сложные операции. К основным преимуществам криоабляции относятся: высокая эффективность, возможность проведения процедуры под местной анестезией, контроль с помощью компьютерной томографии во время процедуры, и короткий период восстановления после операции.

rak pochki oborud2

Удаление почки (нефрэктомия)

Применяется при большой опухоли, когда раковый процесс распространился на соседние органы, или образовался опухолевой тромб в почечной или нижней полой вене. Резекции в таких случаях недостаточно, и приходится удалять весь орган.

Нефрэктомии может быть выполнена несколькими способами. Один из них — открытая операция. В ходе нее хирург делает большой разрез для доступа к почке. Но также возможны менее инвазивные методы: лапароскопическая или робот-ассистированная операции. Для снижения риска осложнений возможно проведение предоперационной эмболизации — блокировки кровотока к опухоли, чтобы уменьшить ее размер и тем самым снизить риск кровотечения. Выбор метода зависит от многих факторов, включая состояние пациента и сложность операции.

Особенности лечения рака почки с метастазами

Если рак почки распространился за пределы органа, лечение сложнее. Операция возможна при условии, что метастазов не больше пяти. Цель операции — удалить как можно больше раковых клеток, но чаще она помогает устранить беспокоящие пациента симптомы, улучшить качество жизни, а не вылечить рак. После хирургии обычно требуется дополнительная системная терапия для уничтожения оставшихся раковых клеток, которые могут метастазировать.

Когда хирургия неэффективна, пациентам проводят только системную терапию. В некоторых случаях применяют эмболизацию, чтобы сдержать развитие опухоли, ограничив к ней приток крови. Подход к лечению будет индивидуальным и зависеть от многих факторов, включая стадию рака, ваше общее здоровье и личные предпочтения.

Активное наблюдение

Это хороший способ подойти к лечению малых или медленно растущих опухолей почки, особенно для людей старшей возрастной группы или для тех, кто может испытать больше рисков от других форм лечения.

В ходе активного наблюдения врачи будут периодически проводить ультразвуковое исследование, компьютерную томографию или магнитно-резонансную томографию для отслеживания состояния опухоли. Если в ходе такого наблюдения обнаружится прогрессирование заболевания, тогда врачи предложат начать лечение.

Перед началом активного наблюдения, вам может потребоваться биопсия — процедура, во время которой врач забирает небольшой образец ткани для более детального исследования в лаборатории.

Что предлагает наша клиника?

Институт урологии и репродуктивного здоровья человека Сеченовского университета обладает значительным опытом в области хирургического лечения онкологических заболеваний урологического профиля. Каждый день в институте проводятся до пяти операций у пациентов с раком почки. В нашей клинике установлено современное оборудование для малоинвазивных процедур, таких как криоабляция, лапароскопические и робот-ассистированные операции. В 2023 году наша клиника была оснащена последней моделью роботической системы “Да Винчи Xi” [1]. Эта передовая технология предлагает ряд преимуществ по сравнению с предшествующими моделями.

rak pochki oborud

Наш институт располагает всеми видами диагностических и лабораторных методов обследования, необходимых для точной диагностики и индивидуального подбора метода лечения.

Стоимость лечения рака почки

Для граждан России хирургия рака почки доступна по каналу высокотехнологичной медицинской помощи, а также через обязательное и добровольное медицинское страхование или платные медицинские услуги. Для лапароскопической резекции почки (нефрэктомии) весь процесс, включая  госпитализацию, операцию, наркоз, пребывание в палате и гистологическое исследование удаленной опухоли, стоимость примерно 200-250 тысяч рублей . Роботическая резекция почки (нефрэктомия) обойдется в сумму от 420 до 600 тысяч рублей.

Необходимая диагностика

При подозрении на рак почки первым шагом является УЗИ, который помогает определить размер и положение опухоли. Однако, основой диагностики служит компьютерная томография, позволяющая четко увидеть опухоль и возможные метастазы.Наша клиника первой в стране внедрила 3D-моделирование рака почки — на основании данных КТ создается детализированная виртуальная карта пораженного органа. Это помогает нам подобрать наиболее эффективный план лечения и сохранить максимум функций почки.

В отдельных случаях мы применяем дополнительные методы диагностики, такие как МРТ и нефросцинтиграфию, а также биопсию при необходимости. Наша цель — эффективное и щадящее лечение для пациента, но агрессивное — в отношении рака.

Какие симптомы сигнализируют о возможном раке почки?

Рак почки может проявляться через кровь в моче, поясничную боль или повышенное давление. Однако, часто симптомы отсутствуют, и опухоль обнаруживают случайно при УЗИ или КТ. Крупная опухоль может быть ощущаемой при пальпации.

Есть также внешние признаки, включающие повышенную температуру, усталость, потерю веса, отеки ног и варикоз.

Автор профессор Еникеев Михаил Эликович

ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ

Как пройти обследование

По телефону +74952013995 или электронно.

На прием возьмите

Выписки, рентгеновские снимки, диски компьютерной томографии и т.д.

Оформитесь в регистратуре

Возьмите паспорт, если посещаете нашу клинику впервые.

Оплатите консультацию

Консультация и обследование – платные, лечение бесплатно по полису ОМС, ДМС и федеральным квотам.

Сдать анализы сразу

Возможно. Приезжайте натощак и не мочитесь за два часа до приема. Кровь принимаем до 11.00.

Назначенное обследование

Возможно пройти в нашей клинике по каналу платных медуслуг или бесплатно по месту жительства.

Иногородним пациентам

Обследование занимает 2-3 дня, как правило. Клиника не предоставляет проживания. Ближайшие гостиницы Арена, Олимп, Спектр, Золотое кольцо, Azimut отель Смоленская.

Для пациентов из регионов и зарубежья предусмотрена бесплатная видеоконсультация.

Как получить квоту

Мы сами оформим документы

Для получения квоты нужно предоставить в клинику оригинал и копия паспорта гражданина РФ, полиса ОМС и пенсионного страхового свидетельства СНИЛС (карточка светло-зеленого цвета).

Время ожидания квоты

От пяти дней до нескольких недель (зависит от места регистрации), уведомляем о получении по телефону.

Если хотите оформить квоту сами

Мы выдадим на руки документы для вашего территориального органа Минздрава.

Порядок госпитализации

Время ожидания

Зависит от диагноза и сложности операции, обычно не превышает месяца. Дату сообщаем по телефону за неделю (иногда за 2-3 дня) до госпитализации.

В день госпитализации

В назначенное время необходимо подойти на пост медсестры в урологическое отделение №2. Вас быстро оформят и проводят в палату.

Когда операция

Мы придерживаемся европейских стандартов: операция – в день госпитализации либо следующим утром.

Обязательные анализы для госпитализации

Срок действия до 14 дней

• общий анализ мочи (при повышенном количестве лейкоцитов – бактериологический посев мочи с определением чувствительности к антибиотикам)
  • общий анализ крови
  • биохимический анализ крови: амилаза, АСТ, АЛТ, креатинин, общий билирубин, глюкоза, мочевая кислота, азот мочевины, калий, натрий; при мочекаменной болезни дополнительно – ионизированный кальций, паратгормон, кальцитонин
  • коагулограмма
  • анализ крови на группу, резус-фактор и фенотип (сдаётся в лабораториях Первого МГМУ им. И.М. Сеченова)

Срок действия до месяца

• ЭКГ

Срок действия до 3 месяцев

• анализ крови на ВИЧ, гепатиты В и С, сифилис

Срок действия до 6 месяцев

• рентгенография органов грудной клетки (описание + рентгенограмма)

Срок действия до года

• анализ крови на ПСА (для мужчин старше 45 лет)

После выписки

Заключение гистологов

Если ваш биоматериал исследуют на наличие раковых клеток, результат будет готов в течение двух недель. Уведомим вас смс-сообщением. Вам необходимо приехать лично, мы не сообщаем результат по телефону или электронно. Если в срок вас не оповестили – свяжитесь с врачом.

Через месяц после операции

Необходимо сдать рекомендованные контрольные анализы и записаться на повторный приём. Для иногородних пациентов возможна дистанционная консультация.

Больничный лист для работы

Вариант 1

Продолжаете лечение и закрываете больничный в поликлинике по месту жительства.

Вариант 2

Больничный закрываем в клинике при выписке.

Внимание!

Военнослужащим и сотрудникам полиции больничные листы не выдаем, они получают выписки для оформления документов в ведомственном медицинском учреждении.

Скачать памятку пациенту

Спросить у доктора