Клиника урологии Фронштейна КЛИНИКА УРОЛОГИИ

info@urologypro.com

Mobile menu

Пиелонефрит

Пиелонефрит - острый воспалительный процесс в почке и ее тканях, вызванный бактериальной инфекцией.

Наиболее распространен вторичный (обструктивный) пиелонефрит, он развивается на фоне нарушения оттока мочи из почки. В 85 % случаев его причиной является камень в мочеточнике. Мешать току мочи могут также различные опухолевые процессы. Иногда мочеточник сжимается во время беременности при увеличении плода.

Другой вариант пиелонефрита - необструктивный - чаще возникает у женщин. Как правило, после цистита (острого воспаления мочевого пузыря). В этом случае пиелонефрит протекает без обструкции, то есть без нарушения оттока мочи из почки.

Существенное значение в возникновении пиелонефрита имеет общее состояние организма. Восприимчивым к инфекции его делают нарушение питания, переохлаждение, переутомление, гиповитаминоз, обезвоживание, простудные заболевания, болезни печени, эндокринной и сердечно-сосудистой систем.

На фоне воспаления в почке может развиться динамическая кишечная непроходимость, которая проявляется вздутием живота, болезненностью при пальпации во всех отделах и отсутствием кишечных шумов.

Если вовремя не вылечить пиелонефрит, гнойник и разрушения в почечной ткани способны вызвать септическое состояние - заражение крови. Болезнь способна принимать жизнеугрожающую форму, когда становится необходимо удаление органа.

Симптомы пиелонефрита

Характерно острое начало с лихорадкой, ознобами, одно- или двусторонней болью в пояснице. Симптомы болезни развиваются в течение нескольких часов или одних суток. Нередко наблюдаются ложные позывы на мочеиспускание, болезненное и учащенное мочеиспускание, а также тошнота, рвота, сухость во рту. Иногда больные жалуются на разлитую боль в животе и понос. На фоне общей слабости и недомогания возникает ускоренное сердцебиение, головная боль (преимущественно в лобной области), температура поднимается до 39-40С.

При обструктивном пиелонефрите воспалительному процессу, как правило, предшествует почечная колика – приступообразная боль в поясничной области. Она сопровождается головной болью, тошнотой, рвотой, ломотой в мышцах, костях и суставах.

Развитие гнойных форм пиелонефрита усугубляет клиническую картину. Приступообразная боль в пояснице становится постоянной, сопровождается лихорадкой и ознобом. Возникает напряжение мышц в поясничной области и мышц передней брюшной стенки на стороне поражения. Возникает обезвоживание, что меняет облик больного: черты его лица заостряются. Столь тяжелое состояние может сопровождаться эйфорией – помутнением сознания.

Диагностика пиелонефрита

В последние годы, с появлением новых исследований, диагностика острого пиелонефрита заметно улучшилась.

Наиболее часто выполняется ультразвуковое исследование в сочетании эходопплерографией, что позволяет четко визуализировать кровоток в органах, в том числе в мелких сосудах. Нарушения кровообращения свидетельствуют о воспалительном процессе, и указывают местоположение ее очагов.

В случае тяжелого течения болезни или малой эффективности проводимой терапии применяется мультиспиральная компьютерная томография (МСКТ) с одновременным внутривенным введением контрастного вещества. Исследование позволяет установить причину и уровень возможной обструкции мочеточника, а также выявить зоны нарушенного кровообращения или очаги гнойной деструкции в пораженной почке.

Для беременных рекомендуется магнитно-резонансная томография (МРТ), это исследование не обладает лучевым воздействием и полностью безопасно для матери и плода.

Лечение пиелонефрита

Острый пиелонефрит всегда требует госпитализации. В случае необструктивного пиелонефрита достаточно антибактериальной, инфузионной (внутривенного введения спецрастворов) и противовоспалительной терапии.

Антимикробная терапия продолжается в течение 10-14 сут.

При проникновение бактерий в ток крови (бактермии) внутривенное введение антимикробных средств продолжают в течение 7-10 сут, в отсутствие бактериемии – в течение 3-5 сут. Затем назначаются препараты для приема внутрь на 10-14 сут.

Лихорадка спадает через 39 часов после начала лечения, у 26% больных – спустя 48 часов и более. Если на фоне лечения лихорадка и бактериурия (инфекция в анализе мочи) сохраняются более 3 суток, снова выполняется УЗИ или проводится МСКТ для исключения абсцесса почки, обструкции или других органических изменений мочевых путей.

При обструктивном пиелонефрите терапия предваряется процедурой, позволяющей восстановить нормальный отток мочи из почки. Для этого с помощью эндоскопической манипуляции устанавливается катетер-стент (специальный внутренний дренаж), соединяющий соединяющий почку и мочевой пузырь. Затем выполняется лечение болезни, которая стала причиной пиелонефрита.

Метод внутреннего дренирования используется и в случае, если причиной атаки пиелонефрита стала беременность (увеличивающийся плод). Это абсолютно безболезненная процедура для женщины. Через мочеиспускательный канал и мочеточник, минуя мочевой пузырь, в почку проводится катетер-стент, обеспечивающий беспрепятственный ток мочи. Стент меняется раз в три месяца. Опасность повторного воспаления полностью устраняется родоразрешением. Неделей позже стент из организма женщины удалятся.

Открытое оперативное вмешательство с последующим отведением мочи через трубочку в специальный пакет, применяется исключительно редко. Этот метод актуален при наиболее острых состояниях, когда воспаление привело к разрушению почечной ткани и возникла угроза септического состояния (заражения крови из-за проникновения инфекции в кровоток).

При правильном лечении первичный острый пиелонефрит у взрослых излечивается, не оставляя последствий. В клинике урологии Первого МГМУ накоплен большой опыт лечения острого пиелонефрита, что позволяет выполнять его лечение с высокой степенью эффективности.

ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ

Как записаться на прием?

Записаться на прием в клинику урологии Первого МГМУ можно по тел.: 8 (495) 201-39-95.

Пройти обследование и лечение с использованием лучшей медицинской техники в нашей клинике могут граждане РФ независимо от региона проживания, жители ближнего и дальнего зарубежья.

Лечение выполняется по полису обязательного или добровольного медицинского страхования (ОМС или ДМС), а также каналам государственного квотного финансирования высокотехнологичной медицинской помощи (ВТМП).

Запись на прием ведется ежедневно по телефону или электронной заявкой. В будни посетить врача можно в день записи. Результаты анализов сообщаются в течение суток. Клиника удобно расположена в историческом центре Москвы, рядом с метро "Фрунзенская".

Для жителей регионов и зарубежья предусмотрена бесплатная видеоконсультация.

Что взять на прием к врачу?

Возьмите с собой паспорт (для иностранных граждан - загранпаспорт), полис ОМС или ДМС (при наличии), а также имеющиеся медицинские заключения и результаты исследований:

• выписки из больниц,
  • рентгеновские снимки,
  • диски компьютерной томографии.
Как пройти обследование?

На первой консультации доктор определит перечень необходимых исследований. Их можно пройти самостоятельно в государственной клинике по месту жительства или оперативно и качественно в нашем лечебно-диагностическом отделении.

В случае, если хотите сдать урологические анализы в день приема, перед визитом не следует мочиться в течение 2 часов. Результаты анализов, как правило, становятся известны уже на следующий день.

Каков порядок госпитализации?

Госпитализация осуществляется по решению урологического консилиума, который определяет оптимальный способ лечения на основе данных обследований.

Обследование назначается персонально, с учетом особенностей клинического течения болезни и общего физического состояния пациента. Как правило, оно занимает не более 2-3 дней.

Консультация терапевта является обязательной, других специалистов - по необходимости.

Наша клиника способна решать клинические ситуации любой сложности, поскольку в едином комплексе с нами действуют профильные университетские клиники: кардиологическая, эндокринологическая, хирургическая, отоларингологии, нервных болезней, нефрологическая, гинекологическая и т.д.

Мы придерживаемся европейских стандартов: операция проводится уже в день госпитализации либо следующим утром.

Обязательные анализы для госпитализации:

• общий анализ крови
  • биохимический анализ крови: амилаза, АСТ, АЛТ, креатинин, общий билирубин, глюкоза, мочевая кислота, азот мочевины, калий, натрий (при мочекаменной болезни – ионизированный кальций, паратгормон)
  • коагулограмма
  • анализ крови на ВИЧ, гепатит В и С, сифилис
  • анализ крови на ПСА (для мужчин старше 45 лет)
  • анализ крови на группу и резус-фактор
  • общий анализ мочи (при повышенном количестве лейкоцитов – анализ мочи на бактериологический посев)
  • ЭКГ
  • рентгенография органов грудной клетки.

Срок действия анализов - 14 дней.

Как получить высокотехнологичную медицинскую помощь (ВТМП)?

Высокотехнологичная операция выполняется на основании решения уполномоченной комиссии по результатам обследования в нашей клинике. Пациенту выдаются соответствующие документы для оформления квоты в государственном органе здравоохранения по месту жительства. После подтверждения, что квота выделена (в зависимости от региона процесс занимает от нескольких часов до нескольких дней) назначается дата операции.

Бесплатное лечение по каналам ВТМП могут получить только граждане РФ.

Консультация доктора

Если вы хотите задать свой вопрос доктору, нажмите здесь.
Спросить у доктора Видеоконсультация