Кишечный микробиом вызывает устойчивость к гормональной терапии у пациентов с раком простаты

Андроген-депривационная терапия (АДТ), при которой уровень гормонов, таких как тестостерон, в организме медикаментозно снижается, широко используется для лечения пациентов с распространённым раком простаты. Однако, у определённой группы пациентов развивается устойчивость к данной терапии, и в этот момент необходимо искать альтернативные методы лечения.

Увеличение времени до появления резистентности может максимизировать эффект АДТ. Одним из способов достичь этого является воздействие на микробиом кишечника. Исследование, проведенное учеными из Института онкологии Южной Швейцарии в Беллинцоне, показало, что кишечные бактерии могут вырабатывать мужские гормоны, и что уровень этих гормонов повышается у людей с кастрационно-резистентым раком простаты.

Исследователи давали смесь из антибиотиков широкого спектра действия мышам с кастрационно-резистентым раком простаты, чтобы истощить микробиоту кишечника. Они обнаружили, что прием антибиотиков задерживает рост опухоли, уменьшает ее объем и улучшает выживаемость. Также, рак простаты у мышей, получавших антибиотики, оказался менее агрессивными.

Исследуя этот эффект, исследователи продемонстрировали, что несколько микробов, обнаруженных в кишечнике как мышей, так и людей, способны напрямую синтезировать андрогены. Показано, что бактерии Ruminococcus gnavus и Bacteroides acidifaciens производят предшественник андрогенов дегидроэпиандростерон и тестостерон.

В мышиной модели рака простаты также обнаружено, что фекальный трансплантат от здоровой мыши контролирует рост опухоли и снижает пролиферацию раковых клеток. Возможно, такие трансплантаты можно будет использовать для лечения рака простаты в будущем.

Опубликовано в журнале Science в 2021 году.

Операции «Золотого стандарта»