Пиелонефрит - острый воспалительный процесс в почке и ее тканях, вызванный бактериальной инфекцией.

Наиболее распространен вторичный (обструктивный) пиелонефрит, он развивается на фоне нарушения оттока мочи из почки. В 85% случаев его причиной является камень в мочеточнике. Мешать току мочи могут также различные опухолевые процессы. Иногда мочеточник сжимается во время беременности при увеличении плода.

Другой вариант пиелонефрита - необструктивный - чаще возникает у женщин. Как правило, после цистита (острого воспаления мочевого пузыря). В этом случае пиелонефрит протекает без обструкции, то есть без нарушения оттока мочи из почки.

Существенное значение в возникновении пиелонефрита имеет общее состояние организма. Восприимчивым к инфекции его делают нарушение питания, переохлаждение, переутомление, гиповитаминоз, обезвоживание, простудные заболевания, болезни печени, эндокринной и сердечно-сосудистой систем.

На фоне воспаления в почке может развиться динамическая кишечная непроходимость, которая проявляется вздутием живота, болезненностью при пальпации во всех отделах и отсутствием кишечных шумов.

Если вовремя не вылечить пиелонефрит, гнойник и разрушения в почечной ткани способны вызвать септическое состояние - заражение крови. Болезнь способна принимать жизнеугрожающую форму, когда становится необходимо удаление органа.

Симптомы пиелонефрита

Характерно острое начало с лихорадкой, ознобами, одно- или двусторонней болью в пояснице. Симптомы болезни развиваются в течение нескольких часов или одних суток. Нередко наблюдаются ложные позывы на мочеиспускание, болезненное и учащенное мочеиспускание, а также тошнота, рвота, сухость во рту. Иногда больные жалуются на разлитую боль в животе и понос. На фоне общей слабости и недомогания возникает ускоренное сердцебиение, головная боль (преимущественно в лобной области), температура поднимается до 39-40С.

При обструктивном пиелонефрите воспалительному процессу, как правило, предшествует почечная колика – приступообразная боль в поясничной области. Она сопровождается головной болью, тошнотой, рвотой, ломотой в мышцах, костях и суставах.

Развитие гнойных форм пиелонефрита усугубляет клиническую картину. Приступообразная боль в пояснице становится постоянной, сопровождается лихорадкой и ознобом. Возникает напряжение мышц в поясничной области и мышц передней брюшной стенки на стороне поражения. Возникает обезвоживание, что меняет облик больного: черты его лица заостряются. Столь тяжелое состояние может сопровождаться эйфорией – помутнением сознания.

Диагностика пиелонефрита

В последние годы, с появлением новых исследований, диагностика острого пиелонефрита заметно улучшилась.

Наиболее часто выполняется ультразвуковое исследование в сочетании эходопплерографией, что позволяет четко визуализировать кровоток в органах, в том числе в мелких сосудах. Нарушения кровообращения свидетельствуют о воспалительном процессе, и указывают местоположение ее очагов.

В случае тяжелого течения болезни или малой эффективности проводимой терапии применяется мультиспиральная компьютерная томография (МСКТ) с одновременным внутривенным введением контрастного вещества. Исследование позволяет установить причину и уровень возможной обструкции мочеточника, а также выявить зоны нарушенного кровообращения или очаги гнойной деструкции в пораженной почке.

Для беременных рекомендуется магнитно-резонансная томография (МРТ), это исследование не обладает лучевым воздействием и полностью безопасно для матери и плода.

Лечение пиелонефрита

Острый пиелонефрит всегда требует госпитализации. В случае необструктивного пиелонефрита достаточно антибактериальной, инфузионной (внутривенного введения спецрастворов) и противовоспалительной терапии.

Антимикробная терапия продолжается в течение 10-14 суток.

При проникновение бактерий в ток крови (бактермии) внутривенное введение антимикробных средств продолжают в течение 7-10 сут, в отсутствие бактериемии – в течение 3-5 сут. Затем назначаются препараты для приема внутрь на 10-14 сут.

Лихорадка спадает через 39 часов после начала лечения, у 26% больных – спустя 48 часов и более. Если на фоне лечения лихорадка и бактериурия (инфекция в анализе мочи) сохраняются более 3 суток, снова выполняется УЗИ или проводится МСКТ для исключения абсцесса почки, обструкции или других органических изменений мочевых путей.

При обструктивном пиелонефрите терапия предваряется процедурой, позволяющей восстановить нормальный отток мочи из почки. Для этого с помощью эндоскопической манипуляции устанавливается катетер-стент (специальный внутренний дренаж), соединяющий соединяющий почку и мочевой пузырь. Затем выполняется лечение болезни, которая стала причиной пиелонефрита.

Метод внутреннего дренирования используется и в случае, если причиной атаки пиелонефрита стала беременность (увеличивающийся плод). Это абсолютно безболезненная процедура для женщины. Через мочеиспускательный канал и мочеточник, минуя мочевой пузырь, в почку проводится катетер-стент, обеспечивающий беспрепятственный ток мочи. Стент меняется раз в три месяца. Опасность повторного воспаления полностью устраняется родоразрешением. Неделей позже стент из организма женщины удалятся.

Открытое оперативное вмешательство с последующим отведением мочи через трубочку в специальный пакет, применяется исключительно редко. Этот метод актуален при наиболее острых состояниях, когда воспаление привело к разрушению почечной ткани и возникла угроза септического состояния (заражения крови из-за проникновения инфекции в кровоток).

При правильном лечении первичный острый пиелонефрит у взрослых излечивается, не оставляя последствий. В клинике урологии Первого МГМУ накоплен большой опыт лечения острого пиелонефрита, что позволяет выполнять его лечение с высокой степенью эффективности.

ПАМЯТКА ПАЦИЕНТУ

Как пройти обследование

По телефону +74952013995 или электронно.

На прием возьмите

Выписки, рентгеновские снимки, диски компьютерной томографии и т.д.

Оформитесь в регистратуре

Возьмите паспорт, если посещаете нашу клинику впервые.

Оплатите консультацию

Консультация и обследование – платные, лечение бесплатно по полису ОМС, ДМС и федеральным квотам.

Сдать анализы сразу

Возможно. Приезжайте натощак и не мочитесь за два часа до приема. Кровь принимаем до 11.00.

Назначенное обследование

Возможно пройти в нашей клинике по каналу платных медуслуг или бесплатно по месту жительства.

Иногородним пациентам

Обследование занимает 2-3 дня, как правило. Клиника не предоставляет проживания. Ближайшие гостиницы Арена, Олимп, Спектр, Золотое кольцо, Azimut отель Смоленская.

Для пациентов из регионов и зарубежья предусмотрена бесплатная видеоконсультация.

Как получить квоту

Мы сами оформим документы

Для получения квоты нужно предоставить в клинику оригинал и копия паспорта гражданина РФ, полиса ОМС и пенсионного страхового свидетельства СНИЛС (карточка светло-зеленого цвета).

Время ожидания квоты

От пяти дней до нескольких недель (зависит от места регистрации), уведомляем о получении по телефону.

Если хотите оформить квоту сами

Мы выдадим на руки документы для вашего территориального органа Минздрава.

Порядок госпитализации

Время ожидания

Зависит от диагноза и сложности операции, обычно не превышает месяца. Дату сообщаем по телефону за неделю (иногда за 2-3 дня) до госпитализации.

В день госпитализации

В назначенное время необходимо подойти на пост медсестры в урологическое отделение №2. Вас быстро оформят и проводят в палату.

Когда операция

Мы придерживаемся европейских стандартов: операция – в день госпитализации либо следующим утром.

Обязательные анализы для госпитализации

Срок действия до 14 дней

• общий анализ мочи (при повышенном количестве лейкоцитов – бактериологический посев мочи с определением чувствительности к антибиотикам)
  • общий анализ крови
  • биохимический анализ крови: амилаза, АСТ, АЛТ, креатинин, общий билирубин, глюкоза, мочевая кислота, азот мочевины, калий, натрий; при мочекаменной болезни дополнительно – ионизированный кальций, паратгормон, кальцитонин
  • коагулограмма
  • анализ крови на группу, резус-фактор и фенотип (сдаётся в лабораториях Первого МГМУ им. И.М. Сеченова)

Срок действия до месяца

• ЭКГ

Срок действия до 3 месяцев

• анализ крови на ВИЧ, гепатиты В и С, сифилис

Срок действия до 6 месяцев

• рентгенография органов грудной клетки (описание + рентгенограмма)

Срок действия до года

• анализ крови на ПСА (для мужчин старше 45 лет)

После выписки

Заключение гистологов

Если ваш биоматериал исследуют на наличие раковых клеток, результат будет готов в течение двух недель. Уведомим вас смс-сообщением. Вам необходимо приехать лично, мы не сообщаем результат по телефону или электронно. Если в срок вас не оповестили – свяжитесь с врачом.

Через месяц после операции

Необходимо сдать рекомендованные контрольные анализы и записаться на повторный приём. Для иногородних пациентов возможна дистанционная консультация.

Больничный лист для работы

Вариант 1

Продолжаете лечение и закрываете больничный в поликлинике по месту жительства.

Вариант 2

Больничный закрываем в клинике при выписке.

Внимание!

Военнослужащим и сотрудникам полиции больничные листы не выдаем, они получают выписки для оформления документов в ведомственном медицинском учреждении.

Скачать памятку пациенту

Спросить у доктора