Последнее слово в лечении аденомы простаты

Лазерная энуклеация является одним из наиболее эффективных и безопасных методов хирургического лечения пациентов с аденомой или гиперплазией простаты. Данная операция рассматривается урологическим сообществом как оптимальный метод лечения пациентов с аденомой вне зависимости от объема последней.

tehnika

Схема выполнения лазерной энуклеации

Лазерная энуклеация характеризуется радикальным удалением аденоматозной ткани, что приводит с существенному субъективному и объективному улучшению качества мочеиспускания. Более того, лазерная энергия обеспечивает надежный гемостаз, что обуславливает низкий риск послеоперационного кровотечения. К другим преимуществам лазерной хирургии относят: короткий срок катетеризации мочевого пузыря, госпитализации, а также реабилитации, возможность одновременного избавления от других заболеваний (опухоль и камни мочевого пузыря, стриктура уретры), отсутствие негативного влияния на сексуальную функцию и надежные долгосрочные результаты (риск рецидива заболевания 0 – 3% в течение 10 лет после операции).

В Институте урологии и репродуктивного здоровья человека Сеченовского Университета с 2017 года успешно применяется отечественный тулиевый волоконный лазер (TFL) для лечения пациентов с аденомой простаты. Данный лазер характеризуется как более прецизионным (точным) резом, так и более высокими показателями коагуляции сосудов по сравнению с зарубежными аналогами.

В настоящее время наш центр имеет самый большой опыт в стране по использованию тулиевого волоконного лазера. Более того, для удаления аденомы нам доступны все поколения тулиевого волоконного лазера.

lasers

Однако лазерная энуклеация выполняется через мочеиспускательный канал, что может приводить как к послеоперационному сужению уретры (стриктура), так и к развитию стрессового недержания мочи.

Стриктура уретры – инвалидизирующее заболевание, требующее зачастую сложных пластических операций. При этом частота развития стриктур уретры зависит от центра, где выполняется операция и может колебаться от 1-4% до 29%.

Развитие стрессового недержание мочи также ассоциировано с проведенной операцией. Данное осложнение значимо снижает качество жизни пациента и его социальную адаптацию. Аналогично стриктурам частота возникновения зависит от центра, где выполнялось оперативное вмешательство. Так, в крупных центрах частота стрессового недержания составляет 1-12%, достигая 44% в других учреждениях в первый месяц после операции.

К основным модифицируемым факторам, влияющим на частоту данных осложнений, относят размер используемого инструмента. Известно, что размер уретры в среднем составляет 22-24 F (F - французская шкала), при этом размер инструментов, применяемых для лазерной энуклеации, - 26-28 F.

«Несоответствие размеров, а также механическое воздействие (до 800 разнонаправленных движений инструмента за операцию) на мочеиспускательный канал и сфинктер (мышца, отвечающая за удержание мочи) приводят к повреждению последних и обуславливают развитие вышеуказанных осложнений».

В 2022 году prof. Felipe Figueiredo представил технику MiLEP - минимально инвазивной лазерной энуклеации, при которой используются инструменты размером 18,5 F и 22 F.

MiLEP

Набор инструментов 22 F для выполнения MiLEP

В настоящее время в нескольких исследованиях уже доказано, что применение инструментов меньшего размера 22 – 24 F приводит к уменьшению развития как стриктур уретры, так и стрессового недержания мочи.

22 26

В 2023 году сотрудники Института урологии – Петов Владислав Сергеевич и Азильгареева Камилла Руслановна – прошли стажировку у основоположника минимально инвазивной энуклеации - prof. Felipe Figueiredo, где успешно освоили данную технику.

photo 2024 02 13 20 55 27

В клинике Носа-Сеньора-де-Помпея с prof. Felipe Figueiredo

Для выполнения минимально инвазивной энуклеации используются самые передовые технологии, которые стали доступны совсем недавно. Так, размер оптики, используемой во время операции, составляет всего 1,25 мм (морцескоп) и 2,9 мм (лазероскоп). Тем не менее столь миниатюрные линзы и оптические волокна обеспечивают высокое качество визуализации всех анатомических структур во время операции, что позволяет избежать осложнений.

mortseskop

«Таким образом, минимально инвазивная энуклеация с использованием тулиевого волоконного лазера, возможно, на сегодняшний день является наиболее эффективным и безопасным решением проблем с мочеиспусканием у мужчин, страдающих от аденомы простаты».

Спросить у доктора