Рак простаты - какую операцию выбрать?
- Информация о материале
- Автор: Михаил Еникеев
- Опубликовано: 29 апреля 2018
- Обновлено: 12 марта 2021
Какая операция для радикального лечения рака простаты самая эффективная?
Этот вопрос в том или ином варианте задают все пациенты, которые узнали о диагнозе. Попытаюсь ответить на основании собственной 20-летней хирургической практики.
В современной окноурологии наиболее распространены три варианта удаления злокачественной опухоли простаты: открытая (позадилонная), лапароскопическая и роботассистированная простатэктомия. Считается, что большой разницы в качестве этих операций нет. Ведь во всех случаях онкологический результат одинаковый - опухоль извлекают из организма. На самом деле, не так все просто.
Врач ведь не сразу становится виртуозом. А значит нужно некоторое число операций прежде, чем он «почувствует» технику и разберётся в тонкостях методики. Для обучения позадилонному методу нужно, примерно, двести операций. Чтобы разобраться с лапароскопическим доступом – не менее ста. Это значит, что на этапе освоения врач будет заботиться, прежде всего, об онкологическом результате, «забывая» о функциональном. Риски для пациента - потеря потенции, недержание мочи...
Другое дело – робот Да Винчи. Хирург управляет роботом джойстиками, как в компьютерной игре. Электроника и механика робота обеспечивают плавность, точность и объем движений, которые недоступны человеку. Доктор во время операции не устает физически, в отличие от лапароскопической или открытой операции, что может влиять на качество.
Консолью-дублером управляет наставник, он указывает электронным маркером точки приложения хирургических инструментов и энергий, а при возникновении сложностей в любой момент готов взять управление операцией на себя. Для освоения технологии достаточно 30-40 операций. Если хирург уже имеет опыт других видов простатэктомии, то через 10-15 операций роботом он уже чувствует себя, как «рыба в воде».
Другой важный момент - сбережение сосудисто-нервных пучков для сохранения потенции у больного. Вот три ключевых условия для нервосберегающей операции:
- Низкий онкологический риск: опухоль не вышла за пределы предстательной железы.
- Опыт хирурга
- Инструмент операции
Не погружаясь в сложные технические детали, скажу так: лапароскопическая операция - это «рубка топором». Лимитированные точность и плавность движений, недостаточная визуализация и сложная детализация тканей - лишь небольшое перечисление недостатков. Их существенно больше.
Безусловно, есть хирурги, которые владеют лапароскопической техникой в совершенстве, но таких не много. На мой взгляд, даже у открытой простатэктомии шансов на нервосбережение больше, чем у лапароскопического пособия.
В сравнении возможности робота просто космические, недаром его создавали для Национального американского космического агентства (NASA). Трехмерное изображения с двадцатикратным увеличением обеспечивает лучшую визуализацию. Хирургический инструмент имеет десять степеней свободы и вращается под любым углом на 360 градусов, чего не может лапароскопический инструмент и тем более рука человека. Уникальные электрохирургические технологии позволяют прижечь кровоточащий сосуд с точностью до долей миллиметра, не повреждая прилегающие ткани. Возможно сохранение любых отделов мочеиспускательного канала и всех поддерживающих мочевые пути фасциальных структур, в том числе связочного аппарата, отвечающего за удержание мочи.
Хорошо о методах сказал основатель радикальной простатэктомии, почетный директор института Джона Хопкинса (США) профессор Патрик Уолш:
«И несмотря на то, что лично я продолжаю выполнять открытые операции, одно только преимущество роботической хирургии, заключающееся в возможности повышения внутрибрюшного давления с последующей нейтрализацией кровотечения из венозных структур, что позволяет беспрепятственно осуществлять высокого уровня исполнения нервосбережение, является основанием для того, чтобы предлагать именно роботассистированную хирургию больному раком предстательной железы в тех центрах, где это возможно».
Что может быть наглядней простой статистики? Например, в США на долю открытой позадилонной простатэктомии сегодня приходится около 15% всех операций. На долю лапароскопических – всего 1%. Остальные – роботассистированные пособия.
Признаюсь, некоторое время назад я был скептиком относительно преимущества роботических операций. Но ровно до того момента, когда опробовал да Винчи. Это не просто ещё один способ лечения рака предстательной железы, это - операция иного технологического уровня.
Автор статьи: доктор медицинских наук, профессор Михаил Еникеев