Добрый день! Моему мужу 06.07.2022г. года рождения поставлен диагноз - С61 ЗНО предстательной железы Т2 N0Mx, клиническая группа II. Сейчас он проходит углубленное обследование по направлению уролога-онколога.

Мы узнали, что можно сделать ультразвуковую аблацию предстательной железы, которая позволяет при минимальном врачебном вмешательстве сохранить качество жизни. У нас в Волгограде такие операции не проводят.

Делают ли такую операцию в Вашей клинике?. Возможно ли провести ее по полису ОМС и какие нужны документы для этого? Если невозможно по полису, то сколько будет стоить ее проведение?

Светлана Владимировна

Здравствуйте, Светлана Владимировна.

Отвечает Вам заведующий вторым урологическим отделением, проф. Еникеев Михаил Эликович.

Ультразвуковая аблация или сокращенно Hi-FU (High Intensity Focused Ultrasound) предполагает воздействие сфокусированного ультразвука на опухолевый очаг. В частности, если речь идет о раке предстательной железы, то, соответственно - на ткань простаты. Принцип прост — нагревание органа предполагает гибель опухолевых клеток с последующим замещением железы фиброзной тканью.

Методику относят к разряду так называемых аблационных (аблативных) техник. К этой же группе можно отнести крио- и радиочастотную аблацию предстательной железы. Пациентам важно понимать разницу между аблативными техниками и радикальным хирургическим лечением рака простаты. Во время ультразвуковой аблации простаты (как и при других видах аблации) опухоль не извлекается из организма. Она подвергается высоким или низким температурам в надежде на то, что раковые клетки погибнут. А при радикальной простатэктомии опухоль целиком удаляется из организма во время операции вместе с предстательной железой.

Каковы же недостатки и ограничения существующих аблативных техник?

Во-первых, риски термического или холодового повреждения соседних тканей и органов. В частности в «порыве более широко обработать опухолевый очаг» возможно повреждения передней стенки прямой кишки с формированием свища между мочевыми и кишечными путями. В связи с этим методики могут быть предложены только тем пациентам, у которых распространение опухоли исключительно пределами простаты не вызывает никаких сомнений.

Во-вторых, аблативные методики во многом осуществляются «на ощупь». Несмотря на дооперационное моделирование объема термического охвата, быть окончательно убежденными в том, что весь орган попал в зону воздействия, невозможно. В отличии от радикальной простатэктомии, когда орган подвергается послеоперационному патологоанатомическому анализу, при аблативных техниках подобное невозможно.

В третьих, в отличии от радикальной простатэктомии при аблативных методиках специалисты не имеют достоверных критериев качества «обработки" органа. То есть, если после радикальной простатэктомии уровень онкологического маркера ПСА (простатический специфический антиген) менее 0,2 нг\мл свидетельствует об отсутствии рецидива рака простаты, то после ультразвуковой аблации органа, границы ПСА, которые врачи могут принимать за своеобразный эталон лечения, крайне «размыты». Последнее не всегда позволяет своевременно установить рецидив рака простаты и продолжить лечение.

Я перечислил не все недостатки аблативных техник. Но уже понятно, что зачастую этого достаточно, чтобы в большинстве случаев отказаться от аблативных техник в пользу радикального лечения.
Что касается Вашего вопроса о качестве жизни, то, действительно, ультразвуковая аблация довольно редко сопровождается недержанием мочи и нарушением эрекции. Тем не менее, иногда подобные осложнения также встречаются.

Наша клиника располагает опытом около 1000 ультразвуковых аблаций рака предстательной железы. Думаю, это одна из самых больших серий наблюдений в России. Тем не менее, за последние годы HI-FU выполнялось не более чем в 10 -15 наблюдениях и по очень строгим показаниям.

Ультразвуковая аблация простаты может быть выполнена в рамках высокотехнологичной мед. помощи по квотам (с Вас — паспорт, полис ОМС, пенсионное страховое свидетельство). Квоты есть в наличии.

Я предполагаю, что мог зародить определенные сомнения в Ваших головах в отношении целесообразности применения именно ультразвуковой аблации для лечения рака простаты. Поэтому, пока Вы обсуждаете полученную от меня информацию в семейном кругу, предлагаю Вам выслать в ответном письме данные по пациенту. Необходимы: выписка из учреждения, где выполняли биопсию простаты, сам протокол гистологического исследования, бланк с указанием максимального уровня ПСА крови, протокол магнитно-резонансной томографии органов малого таза с контрастом, а также — данные о наличии параллельных заболеваний иных органов и систем, способных повысить операционно-анестезиологические риски. Думаю, так разговор будет предметнее, а выбор лечения — осознаннее.

Здравствуйте Михаил Эликович! Направляем Вам перечень документов, перечисленный в Вашем ответе на вопрос, а также КТ органов мочевыделительной системы с внутривенным контрастированием с заключением о наличии параллельного заболевания - гидронефроза левой почки III-ей стадии.

По результатам обследования мужу предложена радикальная простатэктомия. Извините, что отвлекаю Вас от работы, но хотелось бы с Вашей помощью найти вариант лечения, который минимально изменит качество жизни при таком диагнозе в худшую сторону . Возможно это будет не ультразвуковая аблация, а другой метод лечения. Заранее спасибо за уделенное нам время.

Здравствуйте, Светлана. Отвечает Вам зав вторым урологическим отделением, Еникеев Михаил Эликович.

У Вашего супруга верифицирован рак простаты низкого риска. Пациенту обязательна должна быть предложена возможность активного наблюдения. Это означает, что его не оперируют, откладывая возможное вмешательство только на случай манифестации заболевания. Мужчина раз в 4-6 месяцев сдает ПСА крови и при необходимости выполняет МРТ органов малого таза. Подобная тактика направлена на то, чтобы не допустить неподконтрольного распространения рака простаты. Активное наблюдение может осуществляться годами, а может и пожизненно. Высока вероятность того, что рак простаты не будет прогрессировать и лечение не потребуется. Но если результаты мониторинга будут свидетельствовать о росте ПСА крови или появления очагов рака при МРТ (Pi-rads 4, 5), то пациенту своевременно может быть осуществлена та или иная операция.

Если для Вас и пациента тактика активного наблюдения по тем или иным соображениям не приемлема и вы настроены на хирургическое лечение, то на мой взгляд оптимальным соотношением рисков, качества жизни и вероятности излечения от рака раз и навсегда, обладает роботическая радикальная простатэктомия на да Винчи. Выполненная экспертными руками роботическая простатэктомия при раке простаты низкого онкологического риска, полностью эффективна в 95% наблюдений. Сохраненные во время простатэктомии связки, фасции и сосудисто-нервные пучки, окружающие предстательную железу, позволяют сохранить качество жизни мужчины, не сильно, отличающееся от дооперационного. То есть мочу мужчина обычно начинает держать еще до выписки из стационара, а эрекция скорее всего вернется в течение 2-6 месяцев после операции.

Подумайте не торопясь, и отпишитесь. Если выберите пока тактику активного наблюдения, дайте знать. Свяжу вас с помощниками и внесем Вас в исследование. Вам будут сообщать, когда и что делать.

Если решите оперироваться, также отпишитесь. Мои доктора вас подготовят.

Операции «Золотого стандарта»

Клиника урологии Фронштейна, клиника Первого МГМУ Сеченова

КЛИНИКА УРОЛОГИИ
Сеченовского университета
Основана в 1866 году.

+7 (495) 201-39-95

Москва, ул. Большая Пироговская, 2, стр. 1
отделение №2, м. Фрунзенская

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

СХЕМА ПРОЕЗДА

Login Form

Позвонить в клинику

Видеоконсультация

Клиника урологии Первого МГМУ Сеченова