Наиболее эффективное лечение рака простаты в современной урологии

Эндоскопический инструмент диаметром меньше карандаша заводится через несколько проколов роботическими руками, которые повторяют анатомию человеческого запястья, и управляются хирургом с помощью джойстика. Интерактивная платформа масштабирует команды, обеспечивая недостижимую человеку точность.

DA VINCI: РОБОТ-АССИСТИРОВАННОЕ УДАЛЕНИЕ ПРЕДСТАТЕЛЬНОЙ ЖЕЛЕЗЫ - новый минимально инвазивный подход к хирургии рака простаты

Операция роботом Да Винчи помогает сохранить потенцию и нормальное мочеиспускание

Система да Винчи применяется для нервосберегающей простатэктомии. Благодаря роботу-хирургу врач деликатно удаляет простату, не повредив прилегающие сосуды и нервы. Другие операции с большей вероятностью ведут к повреждению сосудисто-нервного пучка, что может повлечь осложнения: импотенцию и недержание мочи.

Робот-ассистированная операция использует лапароскопический доступ, который в сравнении с традиционной открытой операцией имеет следующие преимущества:

• несколько проколов вместо полостного разреза;
  • минимальная кровопотеря и болевой синдром;
  • пациент быстро возвращается к повседневной жизни;
  • нет большого послеоперационного рубца.

Простатэктомия Да Винчи выбирается пациентам, кому важно сохранить эректильную функцию

Условиями являются местная локализация: опухоль не вышла за пределы простаты, ПСА ≤ 20 нг/мл, Глисон ≤ 8. Ограничением являются тяжелые сопутствующие заболевания, при которых больному противопоказан общий наркоз.

Робот Да Винчи помогает достичь труднодоступные места и безопасно работать в пространстве таза

Манипуляторы робота вращаются в любых плоскостях на 360 градусов. 3D-изображение с десятикратным увеличением помогает естественному восприятию глубины операционной раны. Электроника отфильтровывает непредсказуемые движения и триммер человеческой руки.

Одной роботической рукой удерживается видеокамера, тремя другими – выполняются манипуляции с тканями. Предстательная железа отделяется и эвакуируется специальным инструментом. Мочевой пузырь сшивается с мочеиспускательным каналом.

Время операции зависит от размера железы, анатомии и конституции пациента, объема хирургического вмешательства. Как правило – занимает чуть больше двух часов. Пациент выписывается через 2-3 дня, физические нагрузки разрешаются через две-три недели.

Робот Да Винчи – стоимость операции в Москве

Российским гражданам операцию медицинским роботом выполняем бесплатно по федеральной квоте. Иностранные граждане могут лечиться по каналу платных медицинских услуг. В нашей клинике она нижем, чем в других урологических центрах. Включая госпитализацию, наркоз, интенсивную терапию роботическся операция при раке простаты составляет, в среднем, 330-380 тыс рублей.

Свыше тысячи пациентов ежегодно выбирают Клинику урологии Первого МГМУ для лечения рака предстательной железы

Установка «da Vinci Si SurgicalSystem», которая используется в нашей клинике, относится к третьему, последнему, поколению роботических технологий.

FAQ: НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ О РОБОТЕ ДА ВИНЧИ

Что необходимо выполнить перед роботической операцией?

Стандартный набор исследований включает:

• Анализы крови (клинический и биохимический анализы, коагулограмму – анализ на свертываемость, анализ крови на группу и резус фактор, анализы на ВИЧ, сифилис, гепатиты В и С)
  • УЗИ, МРТ или КТ
  • Электрокардиограмма (ЭКГ)
  • Флюорография
  • Общий анализ мочи

Перед процедурой необходимо освободить мочевой пузырь и кишечник, накануне назначается слабительное или выполнятся очистительная клизма.

Что происходит после операции роботом Да Винчи?

Катетер удаляется через неделю. Перед удалением дренажа обязательно выполняется рентген, чтобы убедиться в герметичности анастомоза между мочевым пузырем и мочеиспускательным каналом.

Более 95% пациентов начинают полностью контролировать мочеиспускание в течение первых нескольких недель, после этого отпадает необходимость носить защитную прокладку. Иногда наблюдаются умеренное стрессовое (при

напряжении) недержание мочи, которое обычно устраняется выполнением упражнений Кегеля.

Через сколько вернется нормальная сексуальная функция?

Эректильная функция у большинства пациентов возвращается в течение 9-12 месяцев. Некоторые пациенты могут возобновить половую жизнь в более короткие сроки.

Во время роботизированной операции могут быть удалены лимфоузлы?

Да, это зависит от стадии развития рака простаты.

Может робот выйти из-под контроля хирурга?

Точно – нет. Робот полностью подконтролен человеку и выполняет исключительно его команды.

Что произойдет, если робот да Винчи сломается во время операции?

За несколько лет использования робота Да Винчи в клинике такого случая не было. Робот содержится в идеальном техническом состоянии, его обслуживают специалисты фирмы-производителя. Но даже если такое произошло, хирург сможет завершить операцию лапороскопическим или открытым способом.

Насколько роботическая хирургия проверена практикой?
Робот да Винчи применяется в 64 странах. По результатам его использования опубликовано более 10 000 научных исследований и отчетов. В течение последних десяти лет число открытых операционному по удалению простаты сократилось до 12 процентов.  С 2000 года Да Винчи использовался для выполнения более 3 миллионов процедур.

Какая операция для радикального лечения рака простаты самая эффективная?

enikeev mihailЭтот вопрос в том или ином варианте задают все пациенты, которые узнали о диагнозе. Попытаюсь ответить на основании собственной 20-летней хирургической практики.

В современной окноурологии наиболее распространены три варианта удаления злокачественной опухоли простаты: открытая (позадилонная), лапароскопическая и роботассистированная простатэктомия. Считается, что большой разницы в качестве этих операций нет. Ведь во всех случаях онкологический результат одинаковый - опухоль извлекают из организма. На самом деле, не так все просто.

Врач ведь не сразу становится виртуозом. А значит нужно некоторое число операций прежде, чем он «почувствует» технику и разберётся в тонкостях методики. Для обучения позадилонному методу нужно, примерно, двести операций. Чтобы разобраться с лапароскопическим доступом – не менее ста. Это значит, что на этапе освоения врач будет заботиться, прежде всего, об онкологическом результате, «забывая» о функциональном. Риски для пациента - потеря потенции, недержание мочи...

Другое дело – робот Да Винчи. Хирург управляет роботом джойстиками, как в компьютерной игре. Электроника и механика робота обеспечивают плавность, точность и объем  движений, которые недоступны человеку. Доктор во время операции не устает физически, в отличие от лапароскопической или открытой операции, что может влиять на качество.

Консолью-дублером управляет наставник, он указывает электронным маркером точки приложения хирургических инструментов и энергий, а при возникновении сложностей в любой момент готов взять управление операцией на себя. Для освоения технологии достаточно 30-40 операций. Если хирург уже имеет опыт других видов простатэктомии, то через 10-15 операций роботом он уже чувствует себя, как «рыба в воде».

Другой важный момент - сбережение сосудисто-нервных пучков для сохранения потенции у больного. Вот три ключевых условия для нервосберегающей операции:

1. Низкий онкологический риск: опухоль не вышла за пределы предстательной железы.
  2. Опыт хирурга
  3. Инструмент операции

Не погружаясь в сложные технические детали, скажу так: лапароскопическая операция - это «рубка топором». Лимитированные точность и плавность движений, недостаточная визуализация и сложная детализация тканей - лишь небольшое перечисление недостатков. Их существенно больше.

Безусловно, есть хирурги, которые владеют лапароскопической техникой в совершенстве, но таких не много. На мой взгляд, даже у открытой простатэктомии шансов на нервосбережение больше, чем у лапароскопического пособия.

В сравнении возможности робота просто космические, недаром его создавали для Национального американского космического агентства (NASA). Трехмерное изображения с двадцатикратным увеличением обеспечивает лучшую визуализацию. Хирургический инструмент имеет десять степеней свободы и вращается под любым углом на 360 градусов, чего не может лапароскопический инструмент и тем более рука человека. Уникальные электрохирургические технологии позволяют прижечь кровоточащий сосуд с точностью до долей миллиметра, не повреждая прилегающие ткани. Возможно сохранение любых отделов мочеиспускательного канала и всех поддерживающих мочевые пути фасциальных структур, в том числе связочного аппарата, отвечающего за удержание мочи.

Хорошо о методах сказал основатель радикальной простатэктомии, почетный директор института Джона Хопкинса (США) профессор Патрик Уолш:

«И несмотря на то, что лично я продолжаю выполнять открытые операции, одно только преимущество роботической хирургии, заключающееся в возможности повышения внутрибрюшного давления с последующей нейтрализацией кровотечения из венозных структур, что позволяет беспрепятственно осуществлять высокого уровня исполнения нервосбережение, является основанием для того, чтобы предлагать именно роботассистированную хирургию больному раком предстательной железы в тех центрах, где это возможно».

Что может быть наглядней простой статистики? Например, в США на долю открытой позадилонной простатэктомии сегодня приходится около 15% всех операций. На долю лапароскопических – всего 1%. Остальные – роботассистированные пособия.

Признаюсь, некоторое время назад я был скептиком относительно преимущества роботических операций. Но ровно до того момента, когда опробовал да Винчи. Это не просто ещё один способ лечения рака предстательной железы, это - операция иного технологического уровня.

Автор статьи: доктор медицинских наук, профессор Михаил Еникеев

Первого московского государственного