Добрый день, уважаемый проф. Еникеев М.Э. !

Результат МРТ (PiRads4 без признаков экстрапростатического роста в правой доле, PiRads3 - в левой доле) и последующей биопсии ( в 2-х фрагментах левой доли и 1-ом правой доли - очаги ацинарной аденокарциномы 6 баллов по Глисону(3+3), без признаков сосудистой и периневральной инвазии; прогностическая группа 1). Последний анализ ПСА- 6,5.

На сайте увидел много методов лечения, включая современные HIFU, робота Да Винчи, нанонож, лучевые. Какой метод в моем случае (63 года) наиболее эффективен? Можно ли к Вам записаться на прием? Благодарю заранее.

С уважением, Сергей

Добрый день, Сергей. Сегодня существует несколько направлений лечения больных раком предстательной железы. Первое - радикальная хирургия, предполагающая полное удаление пораженного раком органа из организма. Эта техника, действительно, предоставляя большие возможности по полному излечению, как правило, сопровождается необратимой импотенцией. Кроме того, эти больные обычно проходят через более длительный временной интервал недержания мочи (до полугода). Около 20 лет назад была разработана техника так называемой нервосберегающей простатэктомии. Операция предусматривает удаление только предстательной железы с оставлением сосудисто-нервных пучков, иннервирующих и снабжающих кровью половой член и частично - фасций, окружающих простату. Эта техника сегодня может быть предложена больным с низким онкологическим риском (невысокие ПСА, Глисон, опухоль располагается в пределах простаты)Наиболее часто используется радикальная позадилонная простатэктомия. Операция более чем за 40 лет существования отработана до мелочей. Основные ее недостатки - травматичность, послеоперационная болезненность, более длительное пребывание в стационаре, определенные технические трудности при попытке выполнить нервосбережение. Второй доступ - лапароскопический. Довольно редкие операции, особенно за рубежом. Из недостатков - несовершенство инструментов, которыми операция выполняется, что, наряду с высокой технической сложностью исполнения, является причиной не самых лучших функциональных результатов операции (сравнительно высока частота импотенции и недержания мочи). Наиболее распространена в индустриально развитых странах - радикальная простатэктомия с использование робототехники. Речь идет об операциях с использованием роботических систем да Винчи. Преимущества - легкая переносимость для пациента; высокая эргономичность, ввиду чего хирург во время операции практически не подвергается физическим нагрузкам, "космическое изображение" с эффектом присутствия, и совершенство инструментария. Инструменты, которым выполняются операции имеют 10 степеней свободы; для сравнения - рука человека всего 7. Именно благодаря роботассистированной хирургии стало возможным выполнение качественных нервосберегающих операций с хорошим послеоперационным удержанием мочи и высокой степенью вероятности возвращения эрекции.

Вторым направлением в лечении больных раком простаты стала так называемая аблативная (уничтожающая) малоинвазивная хирургия. Раковый орган (простата) из организма не удаляется. При помощи тех или иных энергий клетки простаты подвергаются либо нагреванию, (радиочастотная аблация, ультразвуковая аблация), либо охлаждению (криоаблация), либо мгновенному разрушению (необратимая электропорация). Погибающие раковые клетки со временем замещаются соединительной тканью. Преимуществами технологий являются их малая травматичность, короткие сроки пребывания в стационаре, сравнительно несущественное влияние на механизмы удержание мочи и эрекции, возможность фокального лечения (то есть обработки одной доли простаты, если доказано, что другая - не содержит раковых клеток). Недостатками - сравнительная сложность расчета тотальной обработки органа в связи с чем вероятность рецидива рака выше, чем после радикальной простатэктомии, практически невозможность обработки лимфатических узлов и семенных пузырьков, которые бывают поражены раком. Последний факт зачастую становится причиной вынужденной или спасительной (сальважной) простатэктомии через годы после ранее выполненной той или иной аблативной технологии.

Третье направление - лучевая терапия. Она бывает дистанционная (лучевая нагрузка на органы малого таза, лимфатические узлы), внутритканевая (брахитерапия) и 3-d конформная. Методики в принципе по радикальности приравниваются к радикальной простатэктомии. Подвергнутые терапевтической лучевой нагрузке, ткани простаты со временем замещаются соединительной тканью. Вероятность полной обработки органа при дистанционной лучевой терапии довольно высока, но одновременно поражаются соседние органы и ткани, что чревато довольно существенными осложнениями и нарушениями тазовых функций. В связи с этим были разработаны 3-d конформная и брахитерапия. С помощью специальных устройств производится расчет облучения для того, чтобы повысить точность и эффективность попадания лучей в раковый орган и одновременно минимизировать повреждение окружающих структур. Крайне важен верный расчет. Ошибки могут быть чреваты либо рецидивом рака, либо грозными осложнениями.

Есть и четвертое направление - активное наблюдение за больным в случае установки рака простаты невысокого риска онкологической прогрессии. Эти риски устанавливаются в зависимости от характеристик основных предикторов (предпосылок) - уровня ПСА, данных пальцевого исследования органа и биопсии. Это наиболее миролюбивый и с одной стороны - безопасный вид курации больных раком. Тем не менее необходим постоянный контроль за пациентом ПСА, МРТ, при необходимости - повторные биопсии) для того, чтобы в случае прогрессии опухоли своевременно предпринять радикальное лечение. Именно это в условиях нашей страны довольно проблематично. Кроме того, как показывают исследования, гистологическое заключение после получения биопсийного материала далеко не всегда оказывается верным. Более чем в половине случаев степень дифференцировки раковых клеток у одного и того же больного во время простой биопсии и после исследования целиком удаленной простаты, отличается. И чаще всего - в большую сторону. Например вместо 6 "обещанных" по время биопсии простаты - Глисон, после радикальной простатэктомии мы становимся свидетелями 7 или даже 8 и 9 Глисон. То есть может сложиться ситуация, когда мы наблюдаем за больным, который реально срочно нуждается в оперативном лечении.

Я постарался изложить Вам наиболее распространенные варианты ведения больных раком простаты в Вашей прогностической группе. Если будут вопросы, пишите с пометкой для меня. Если соберетесь приехать на консультацию, не забудьте стеклопрепараты (будем пересматривать). Записаться на прием можно по телефону на сайте в будние дни. Официальный приемный день - пятница с 9 до 14. Если едете издалека, то готов принять Вас в любой день. Оформите карточку и дождитесь меня около кабинета (зав вторым урол отделением).